logo
+7 (812) 610-77-31

НОВОСТИ

А знаете ли вы?..

Сегодня алюминий — один из самых распространенных и широко используемых металлов. Трудно поверить, что этот металл был открыт только в середине XIX века. Поначалу он, белый как серебро, не подверженный влияниям окружающей среды и удивительно легкий, считался одним из самых ценных: его стоимость в течение нескольких лет превышала стоимость золота. Неудивительно, что история использования алюминия начинается с создания ювелирных украшений и дорогих декоративных предметов.

В настоящее время первые художественные изделия из алюминия малоизвестны. Некоторые из них представлены в коллекциях Музея Виктории и Альберта, Британского музея, Музея д’Орсэ, Музея Купера-Хевитта в Нью-Йорке и Музея Декоративного искусства в Париже.

Одна из самых больших коллекций изделий из алюминия (более 16 000 предметов) находится во Франции — стране, где этот металл был впервые получен химическим путем. Долгое время алюминий не выходил за стены химической лаборатории. И только в 1854 г. французский химик Сант Клер Девиль разработал процесс получения алюминия с помощью натрия. Император Наполеон III предоставил ученому бюджет в 30 000 старых франков на создание экспериментальной лаборатории по производству нового металла.

В 1855 г. алюминий стал одной из главных достопримечательностей Универсальной выставки в Париже, изделия из него были представлены в витрине, находящейся по соседству с бриллиантами французской короны. Наполеон III, не скрывая гордости за открытие, совершенное под его персональным покровительством, называл алюминий «своим металлом».

Алюминию, как и всем необычайным научным открытиям этого периода, пророчили великое будущее. Постепенно зарождается своеобразная мода на алюминий, он считается элитным малоизученным материалом, применяемым только для изготовления предметов искусства.

Для этого использовали наиболее чистый алюминий. При специальной обработке поверхности ювелиры достигали очень светлого белого цвета металла, который часто приравнивался к серебру. По сравнению с серебром цвет алюминия отличался более мягким блеском, и за это алюминий особенно ценился ювелирами. При использовании тонких узоров яркий блеск серебра затмевал декоративный орнамент, не позволяя разглядеть отдельные детали. Они проявлялись только со временем, когда серебро начинало темнеть. Алюминий, не обладая такой яркостью блеска, позволял увидеть даже очень тонкий орнамент.

Когда в изделиях с драгоценными камнями использовали серебро, его яркий блеск при искусственном освещении придавал камням некий желтоватый оттенок, в особенности это проявлялось на бриллиантах, оправленных в серебро, алюминий же полностью сохранял натуральный цвет камней.

Во французских коллекциях встречаются настольные скульптурные группы, изготовленные в мастерской Кристофль в Париже. Наиболее редкие из них выполнены из чистого алюминия, другие — из сплава алюминия с медью, названного «бронзой алюминия». Последние по цвету очень напоминают обычную бронзу или позолоту, поэтому по внешнему виду изделия практически невозможно определить состав сплава.

И все же чаще всего алюминий использовался ювелирами. В Англии в 1860-е гг. каждая модница должна была иметь хотя бы несколько украшений из алюминия. Во Франции среди первых ювелирных изделий из алюминия известны работы ювелира и скульптора по металлу Онорэ Северина Бурдонкля. Из его работ 1855-1860-х гг. сохранились несколько кубков из алюминия, игрушка-скипетр наследного принца, а также три браслета. Бурдонкль придал последним типичные для своей эпохи формы, напоминающие замысловатые скульптурные композиции. На браслете, хранящемся в музее Декоративного искусства в Париже, ангелы, цветы и переплетающиеся ленты обрамляют медальон с инициалами PR. На других браслетах Бурдонкль использует скульптурные изображения змеи, ящерицы и голубей, фигуры ангелов, очень напоминающие итальянскую скульптуру эпохи Возрождения.

Поскольку физические и химические качества алюминия поначалу были мало изучены, ювелиры сами придумывали новые техники работы с ним. Алюминий легко поддается различной технической обработке, его мягкость позволяет делать отпечатки любых узоров, наносить рисунки и придавать желаемую форму изделиям. Алюминий покрывали золотом, полировали и придавали ему матовые оттенки.

Главная трудность заключалась в соединении различных частей алюминия между собой: процессы по сплавливанию проводились при помощи других металлов — магнезии, этана, серебра. Чтобы избежать подобных трудностей, ювелиры старались использовать механические методы — системы цепочек, скрепок, винтовых соединений; иногда накладные элементы из алюминия фиксировались на другом металле.

Тем не менее, не все ювелиры были готовы проводить эксперименты с таким дорогостоящим материалом. Некоторые использовали его наравне с другими металлами, применяя старые технологии и выбирая ранее уже известные формы для изделий из алюминия. Узкий круг мастеров ориентировал свою деятельность на разработку новых форм и развитие ювелирных техник для работы с алюминием. Среди них важное место занимает парижский ювелир Шарль Генри Виллемонт, создавший особый стиль для украшений из алюминия. Его характерными признаками являются массивные округлые формы отдельных элементов композиции, готические растительные мотивы и использование алюминия на фоне позолоченного металла для создания цветового контраста. С течением времени алюминий становится дешевым металлом. Если в 1854-1856 гг. 1 кг стоил около 3000 старых франков, то в 1860-х гг. его цена снижается до 100. Вследствие этого металл выходит из моды.

Однако, несмотря на его обесценивание, некоторые знаменитые ювелиры продолжают использовать этот металл. Так, в 1899 г. Рене Лалик создает для актрисы Мадам Бартет театральную диадему из алюминия, слоновой кости и гранатов. Выполненная в античном стиле, диадема украшена сценами из жизни куртизанок античной эпохи и стилизованными цветами лотоса. Алюминий был выбран по причине его особой легкости из-за больших размеров диадемы — 27×37 см. В настоящее время она хранится в коллекции Музея Ламбинет в Версале.

В 1900 г. французский ювелир Леон Колон представил на Универсальной выставке в Париже бриллиантовую диадему в форме голубиного пера высотой 15 см. Многочисленные бриллианты этого украшения оправлены в алюминий. Художник хотел добиться особенной легкости головного украшения. К тому же цвет алюминия, более матовый и нейтральный, чем другие белые металлы, позволил лучше выделить блеск бриллиантов.

Диадема была особо отмечена в обзорных статьях, посвященных выставке, ей пророчили главный приз конкурса, но статус члена жюри не позволил Леону Колон участвовать в конкурсе. Но по результатам этой выставки Колон был удостоен Ордена Легиона Чести. К сожалению, его диадема известна только по фотографиях и статьям, посвященным Универсальной выставке 1900 года.

 

Сегодня ранние изделия из алюминия — большая редкость. Многие из них не пережили обесценивания металла и были заменены золотом, серебром и другими благородными металлами и сплавами. В последнее время алюминий вызывает все больший интерес у специалистов. Он послужил темой отдельной выставки «Aluminum by design», подготовленной Музеем Карнеги в Питсбурге в 2000 г. Во Франции существует Институт истории алюминия. Изучение первых ювелирных украшений из этого металла — одно из направлений работы института. Публикации и содействие в организации выставок знакомят специалистов и любителей искусства с таким необычным для нашего времени явлением, как ювелирное украшение из алюминия.

ОТ АНТИЧНОСТИ…

Еще в античности ученые догадывались о возможном существовании алюминия. Первые упоминания о «легком серебристом металле» появляются у Плиния старшего. Согласно легенде, неизвестный мастер принес императору Тиберию кубок, сделанный из металла цвета серебра. Кубок был необычайно легкий, и, по словам дарителя, получить странный металл удалось из глинистой земли. Тиберий, опасаясь обесценивания золота и серебра, приказал казнить мастера.

…ДО НАПОЛЕОНА III

Одним из первых изделий из алюминия стала игрушка в форме скипетра, заказанная французским императорским двором для наследного принца. Ее изготовление было поручено ювелиру Онорэ Бурдонклю. Алюминий здесь соседствует с золотом, бриллиантами, изумрудами и кораллами. В настоящее время это произведение искусства хранится в коллекции потомков императорской семьи.

В середине XIX в. для императорской семьи были изготовлены многочисленные сервизы и столовые наборы из алюминия. Причем только императорская семья и ее почетные гости пользовались этой посудой — остальные довольствовались серебром и золотом. Согласно французской легенде, Наполеон III даже подарил один из таких столовых наборов российскому императорскому двору. Однако попытки обнаружить этот роскошный подарок французского правителя были тщетны.

Зная об удивительной легкости алюминия, Наполеон III решил заменить орлов, возвышающихся над императорскими знаменами. Раньше они были изготовлены из бронзы с позолотой, и их средний вес равнялся 2400 г. В 1861 г. ателье Марион изготовило 217 алюминиевых орлов. При размерах 20×23,5 см средняя масса каждого орла была равна 900 г. На их изготовление потребовалось 187 кг алюминия, что по тем временам составляло целое состояние: каждый орел стоил 300 старых франков, а общий заказ приравнивался к сумме в 65 000 старых франков. Знаменосцы же особенно оценили легкость новых орлов, теперь они весили на 1500 г меньше. Несколько таких орлов из алюминия хранятся в Музее армии в Париже.